Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
04.07.2016

ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИИ
В ЦЕЛЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ЕЕ РАЗМЕРА: ИСТОРИЯ

И СОВРЕМЕННОСТЬ

  Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступивший в силу 1 января 2015 года, оставляет актуальным традиционный для нашей страны пенсионный возраст, требуемый при назначении пенсии по старости на общих основаниях — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, и любой гражданин по-прежнему может при выполнении требуемых условий получать пенсию при достижении обозначенного возраста. При этом в Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ заложены нормы, направленные на развитие института добровольного отказа от назначения пенсии для последующего увеличения ее размера. Информационно этот институт можно раскрыть одним предложением — каждый гражданин после возникновения права на страховую пенсию по старости и, следовательно, достижения нормативного пенсионного возраста может при наличии желания выбрать удобное и выгодное для себя время выхода на пенсию и в связи с этим получать ее в повышенном размере, что и является главным стимулом для принятия такого решения. Однако содержание этого института, его история значительно шире. Наличие в законодательстве норм, стимулирующих граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста, не получать пенсию, а отложить ее назначение на какой-либо срок, не является новеллой в регулировании пенсионных правоотношений, можно сказать, что это уже характерно для отечественного пенсионного права. Так, работающим пенсионерам еще с 1972 года была предоставлена возможность выбора: получать пенсию во время работы или, продолжая работу без получения пенсии, приобрести право на повышение ее за счет надбавки. Надбавка начислялась обычно за полный год работы (12 месяцев) независимо от имеющихся перерывов. Как отмечали в тот период специалисты, подавляющее большинство пенсионеров — рабочих предпочитали получать в период работы пенсию. Заявление о начислении надбавки подавали немногие — в основном те пенсионеры, заработок у которых был высокий, в связи с чем пенсия им выплачивалась по действовавшим нормам в меньшей сумме, чем она была установлена, либо вообще не выплачивалась (по общему правилу общая сумма заработка и пенсии ограничивалась 300 руб.) В первом российском законодательном акте — Законе РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривалось, что за работу после назначения пенсии устанавливается надбавка в размере 10% пенсии за каждый проработанный год (12 полных месяцев работы), но не более чем за три года работы. Такая надбавка устанавливалась за работу после введения в действие данного Закона тем гражданам, которые, продолжая трудиться, имели право на пенсию, но ее не получали. С учетом этой надбавки общая сумма пенсии не ограничивалась.       Пришедший с 1 января 2002 года на смену Закону от 20.11.1990 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» принципиально изменил порядок исчисления размера трудовой пенсии. На основании пункта 21 статьи 14 Закона от 17.12.2001 г. при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это было предусмотрено пунктом 1 статьи 7 этого Закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращался на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не мог составлять менее 14 лет (168 месяцев). Тем самым предполагалось, что чем дольше гражданин не обращается за назначением страховой части трудовой пенсии, тем меньше у него будет ожидаемый период выплаты этой пенсии, и, следовательно, тем выше становится размер страховой части его пенсии при ее назначении. Вступивший в силу с 01.01.2015 года  Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусматривает новый порядок определения размера пенсии, формируемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. В самом общем виде можно сказать, что согласно новой пенсионной формуле на размер страховой пенсии влияет: размер легальной заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия; длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у застрахованного лица будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов или, как говорят в народе, — баллов; возраст обращения за назначением страховой пенсии: пенсия будет повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста и возникновения права на пенсию, до ее фактического назначения. В новой пенсионной формуле развитию института добровольного отказа от назначения пенсии для последующего увеличения ее размера призван служить специальный повышающий коэффициент, применяемый при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента конкретного застрахованного лица. На этот коэффициент умножается величина индивидуального пенсионного коэффициента, приобретенная гражданином к моменту назначения пенсии, включающая в себя все годовые пенсионные коэффициенты как за периоды трудовой и (или) иной деятельности, так и за «нестраховые» периоды. Коэффициент повышения ИПК для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца (КвСП) применяется (часть 15 статьи 15 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ): при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию; при отказе от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости и последующего восстановления выплаты указанной пенсии или назначения указанной пенсии вновь; при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) после возникновения права на указанную пенсию, а также в случае отказа кормильца от получения установленной страховой пенсии по старости. КвСП не применяется в случае, если лицо является (являлось) получателем иной пенсии, за исключением накопительной пенсии, либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размеры коэффициента дифференцированы в зависимости от вида страховой пенсии по старости (досрочно назначаемая или на общих основаниях) и периода ее неполучения (не менее 12 месяцев и не более 120 месяцев). Они зависят от числа полных месяцев, прошедших с даты, когда гражданин приобрел право на страховую пенсию по старости, до дня ее назначения, либо истекших со дня ее прекращения в связи с отказом от получения до дня ее восстановления или назначения вновь. Если указанный коэффициент устанавливается к пенсии по случаю потери кормильца, то во внимание принимается период, за который умерший кормилец мог бы получать страховую пенсию по старости, но не получал в связи с не обращением за ней или отказом от ее получения. При этом КвСП начисляется только за периоды неполучения пенсии, прошедшие с 1 января 2015 года. Размеры указанного коэффициента закреплены в приложении № 1 к Закону от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

 

 

 

 

 

Коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца:

 

Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно) Повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь) страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ или могла быть назначена(восстановлена либо назначена вновь) указанная пенсия при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца Повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь) страховая пенсия по старости досрочно или могла быть назначена указанная пенсия при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца
менее 12 1 1

 

12 1,07 1,046

 

24 1,15 1,1

 

36 1,24 1,16

 

48 1,34 1,22

 

60 1,45 1,29

 

72 1,59 1,37

 

84 1,74 1,45

 

96 1,9 1,52

 

108 2,09 1,6

 

120 2,32 1,68

 

  Итак, на основании изложенных выше нормативных положений сформулируем основные постулаты применения КвСП при установлении страховой пенсии правомочным лицам: 1. Повышающий коэффициент может применяться при исчислении размера страховой пенсии по старости, в том числе назначаемой досрочно, и страховой пенсии по случаю потери кормильца. При определении размера страховой пенсии по инвалидности КвСП участия не принимает. Кстати, «досрочники» ранее каких-либо льгот по размеру пенсии в связи с отказом от ее получения не имели, новый порядок исправил эту ситуацию.  2. Для «зарабатывания» повышающего коэффициента гражданин, которому пенсия еще не назначалась, не должен писать какого-либо специального заявления в территориальный орган Пенсионного фонда России. В данном случае презюмируется, если застрахованное лицо при достижении пенсионного возраста не обращается за назначением страховой пенсии, то это может свидетельствовать о его выборе в пользу добровольного отказа от пенсии в пользу последующего увеличения ее размера.      3. Граждане, которым назначена и выплачивается страховая пенсия, в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях приобретения КвСП могут подать заявление об отказе от получения установленной пенсии. Тем самым для пенсионеров, в отличие от тех, кому пенсия не установлена, действует заявительный принцип, что и понятно, учитывая невозможность презюмирования их волеизъявления в этом случае. Повышающий коэффициент применяется в отношении лиц, которые приобрели право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную, и не обращались за назначением пенсии в течение не менее чем 12 месяцев со дня приобретения права на эту пенсию. То же самое относится к тем, кто отказался от получения установленной пенсии. Таким образом, фактически применение КвСП зависит от продолжительности времени неполучения гражданами пенсии в период права на нее. Данная продолжительность во всех случаях начинает исчисляться с даты возникновения права на страховую пенсию у конкретного застрахованного лица и заканчивается датой, предшествующей дню назначения ему пенсии. При этом период неполучения пенсии менее года, независимо от его продолжительности (хоть 5 календарных дней, хоть 11 месяцев 28 дней), юридического значения при исчислении размера страховой пенсии иметь не будет.   4.Величина КвСП зависит от продолжительности неполучения пенсии в период права на нее: чем длиннее продолжительность, тем выше размер. Для определения размера повышающего коэффициента также имеют значение только полные календарные годы, неважно, если, к примеру, один заявитель не получал страховую пенсию 3 года и 11 месяцев, а другой — ровно 36 месяцев, величина КвСП будет у них одинаковой. Кроме того, надо помнить, что величина повышающего коэффициента ограничивается исходя из того обстоятельства, что максимальная продолжительность периода неполучения пенсии, имеющая значение для исчисления размера пенсии, составляет 10 лет или 120 месяцев. Поэтому время неполучения пенсии сверх указанного срока не приведет к повышению уровня пенсионного обеспечения. Здесь заметим, что в условиях нового пенсионного законодательства период неполучения пенсии, имеющий значение для определения ее размера, увеличился в два раза: с пяти до десяти лет.      5. Величина повышающего коэффициента при прочих равных условиях и одинаковом периоде неполучения пенсии выше у лиц, которым назначается страховая пенсия по старости в общеустановленном пенсионном возрасте, чем у граждан — получателей досрочных пенсий. 6. Период неполучения пенсии для определения размера КвСП начинает отсчитываться только с 1 января 2015 года, что обусловливается датой вступления в силу Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. 8. При подсчете продолжительности периода неполучения пенсии для определения величины КвСП во внимание не принимается время, в течение которого гражданин являлся получателем иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных российским законодательством. Исключение составляют периоды получения, учитывая ее особую правовую природу, накопительной пенсии, а также пенсии иного вида теми лицами, которые в силу действующего правового регулирования имеют право на одновременное назначение и выплату двух пенсий (например, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, которым может устанавливаться пенсия по инвалидности согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N° 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховая пенсия по старости).  Все приведенные правила применяются и по отношению к фиксированной выплате к страховой пенсии. На основании части 3 статьи 16 и части 21 статьи 21 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии, при этом в отношении фиксированной выплаты применяется порядок установления и правила выплаты, которые действуют для страховой пенсии. Вместе с тем величина повышающего коэффициента, который применяется при соблюдении требуемых условий к фиксированной выплате, несколько ниже, чем у КвСП к страховой пенсии.   Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты:
Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно) Повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь)страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ Повышающий коэффициент для лиц, которым назначается (восстанавливается либо назначается вновь)страховая пенсия по старости досрочно
12 1,056 1,036
24 1,12 1,07
36 1,19 1,12
48 1,27 1,16
60 1,36 1,21
72 1,46 1,26
84 1,58 1,32
96 1,73 1,38
108 1,9 1,45
120 2,11 1,53
  Таким образом, в случае добровольного отказа от пенсии граждане получают как минимум два бонуса: - применение повышающего коэффициента при назначении страховой пенсии; - применение повышающего коэффициента к фиксированной выплате.  Не упустите свой шанс повысить размер будущей пенсии! 
Поделиться:
Дата создания: 04.07.2016 13:56
Дата последнего изменения: 04.07.2016 13:56